- Доходный дом Н.Н. Никонова на Колокольной улице 11
- Доходный дом Никонова на карте Санкт-Петербурга
- Дом Раскольникова в Санкт-Петербурге
- Дом Раскольникова на карте Санкт-Петербурга
- Дом старухи процентщицы
- Дом старухи процентщицы на карте Санкт-Петербурга
- Дача Гаусвальд на Каменном острове
- Башня Грифонов
- Тайны старинной башни
- Башня Грифонов на карте Санкт-Петербурга
- Музей фармацевтики — аптека Пеля
- Мозаичный дворик Малой академии искусств в Санкт-Петербурге
Историческую и культурную ценность Петербурга представляют городские дворы и дома. Каждый из этих объектов имеет свою уникальную историю и архитектурные особенности, и о многих из них уже сложены легенды.
Доходный дом Н.Н. Никонова на Колокольной улице 11
Возле Владимирского собора берёт своё начало небольшая улочка Колокольная, которая идёт параллельно Кузнечному переулку. Когда прогуливаешься по этой улице, внимание привлекает доходный дом архитектора Никонова Н.Н., который отличается от остальных домов своим роскошным фасадом, богато украшенным разноцветной майоликой.
Майоликой называют керамику, которая сделана из обожжённой глины и сверху покрыта ярким глазурным узором для придания яркого и красочного вида. Такой метод известен со времен древнего Египта, и применяется при создании посуды, монументальных скульптур, декоративных панно, разнообразной настенной живописи.
Кирпичный дом на Колокольной 11 снизу доверху отделан сказочными изразцами и орнаментом, а детали фасада проработаны многоцветной керамикой. При одном только взгляде на это творение невольно возникает желание детально рассмотреть каждый элемент фасада этого здания.
Автором проекта дома-пряника стал архитектор Николай Никонов, который в 1899 году приобрёл здание трактира, которое находилось на этом месте, и перестроил его в пятиэтажный дом. Николай Никитич в основном занимался церковной архитектурой, много и кропотливо работал над монастырями, часовнями и церквями. Также он был автором нескольких доходных домов.
Доходный дом Никонова на карте Санкт-Петербурга
Дом Раскольникова в Санкт-Петербурге
Некоторые знатоки Петербурга считают Столярный переулок «гиблым местом». Вероятно, такую славу создали ему русские классики. Например, М.Ю. Лермонтов помещает здесь таинственную квартиру, где происходят события его фантастического романа «Штосс».
А Достоевский подыскивает на Столярном дом для Родиона Раскольникова. Выбор Достоевского понятен: он сам жил здесь два года до ареста. Наблюдая жизнь «обратной» стороны блистательной столицы, он вдохновлялся к созданию образов своих героев.
Впервые поисками «дома Раскольникова» занялся ленинградский историк и культуролог Н. Анциферов. Свои исследования и догадки он опубликовал в 1923 году, в книге «Петербург Достоевского». В качестве кандидатов на «дом Раскольникова» называются дом Шиля на Вознесенском проспекте, где жил сам Достоевский (именно этот адрес назван в романе), и дом №5 на Столярном переулке.
Второй адрес стал достопримечательностью: Анциферов нашёл его, анализируя маршрут Сони Мармеладовой. В 20-е годы улица Гражданская, пересекающая в этом месте Столярный переулок, называлась Мещанской.
В 60-е годы на этот же дом писателю Даниилу Гранину указал внук Ф.М. Достоевского Андрей, также внимательно исследовавший творчество знаменитого деда. Об этой экскурсии Гранин написал очерк «Тринадцать ступенек», где была разрешена одна архитектурная загадка.
Согласно описанию в романе, дом Раскольникова был пятиэтажным, но на момент посещения Гранин насчитал только четыре этажа. Внимательно осмотрев дом изнутри, он нашёл пропавший пятый этаж: это был необитаемый чердак, где сохранилась единственная каморка, куда вели те самые тринадцать ступенек.
В действительности дом №5 принадлежал Иоганну Иохиму, известному петербургскому каретнику, современнику Достоевского и Гоголя. Сам мастер жил на ул. Казанской, а этот дом имел как «доходный», то есть сдавал в аренду квартиры. Здание, построенное в 1831 году, имело внутренний замкнутый двор и мансарду, где располагались самые дешёвые, маленькие каморки.
В 1999 году на доме №5 была установлена мемориальная табличка с текстом Д. Гранина и Д. Лихачёва — почетных горожан и исследователей творчества Достоевского. Над ней изображен силуэт самого классика в виде отшельника на фоне ступеней.
В 2001 году дом Иохима объявлен памятником архитектуры. Почитатели творчества писателя могут осмотреть дом только снаружи: вход во внутренний двор закрыт по инициативе жильцов.
Дом Раскольникова на карте Санкт-Петербурга
Дом старухи процентщицы
Район Петербурга, в котором разворачивались сцены «Преступления и Наказания», не был точно известен даже супруге Достоевского Анне Григорьевне. Но в своих «Воспоминаниях» она предполагала, что это Столярный переулок.
Ленинградский исследователь творчества Достоевского Н. Анциферов в 20-х годах прошлого века опубликовал книгу о своих поисках домов героев романа. Его исследования подарили любителям классика целую литературную экскурсию, которую можно устроить по мещанскому Петербургу XIX века.
Отсчитав знаменитые 730 шагов от «дома Раскольникова» на Столярном переулке в сторону канала Грибоедова, экскурсанты оказываются у места главного события романа — убийства. Дом старухи процентщицы в послереволюционные времена показался Анфицерову грязным, серым и скучным. Однако он больше всех подходил на роль описанного Достоевским «преогромнейшего дома», населённого промышленниками и мелкими чиновниками.
Сейчас здание отремонтировано и мало отличается от окружающей архитектуры. Оно состоит из нескольких домов, пристроенных вплотную друг ко другу, и образует треугольник с замкнутым внутренним двором. Такое устройство имели все доходные дома, приносившие владельцам прибыль от сдачи комнат внаём.
Дом №104 по набережной канала Грибоедова имеет и реальную литературную славу: здесь жил и работал создатель «Горе от ума».
Одна из сторон треугольного строения выходит на набережную канала. Обойдя дом с этой стороны, экскурсанты ищут глазами окна на четвертом этаже, выходящие из комнаты Алёны Ивановны.
Сейчас в этой квартире, неоднократно перестроенной, живёт обычная семья. Паломничество любителей Достоевского не останавливают даже кодовые замки и собаки: люди терпеливо принимают гостей и показывают ту самую комнатку, где произошло громкое литературное убийство.
«Дом старухи процентщицы» был построен в самом начале XIX века и принадлежал поочерёдно нескольким петербургским предпринимателям. В 1833 были надстроены два этажа, а в начале XX века еще один со стороны канала, который впоследствии был разобран. Внутри дома до сих пор сохраняются мрачные лестницы и тёмные коридоры, исписанные посвященными Раскольникову эпитафиями.
В отличие от дома Раскольникова, на мемориальной доске здесь упомянут только Грибоедов. Вопрос о точном местонахождении дома Алёны Ивановны еще открыт и служит темой новых исследований литературоведов.
Дом старухи процентщицы на карте Санкт-Петербурга
Дача Гаусвальд на Каменном острове
Каменный остров — одно из живописных и исторических мест Петербурга. Когда-то здесь был построен царский дворец, а впоследствии земли стали раздавать под дачи богатым и влиятельным горожанам.
Превосходя друг друга в фантазиях и роскоши, дачники создали целый архитектурный музей под открытым небом. Одним из ярких экспонатов является дача Гаусвальда — настоящий русский модерн.
Немец Гаусвальд имел в городе свои булочные и настолько преуспел, что позволил себе приобрести участок на Каменном острове и нанять начинающих архитекторов, москвичей В. Чагина и В. Шёне для составления проекта.
Оба были любителями модерна — нового архитектурного стиля, который в конце XIX века только входил в моду. Гаусвальду понравился предложенный ими вариант дачного жилища, напоминающий одновременно и русский терем, и английский коттедж, и американский фермерский дом.
Спустя век, благодаря кинематографу, этот особняк станет известным всей стране как дом Ирен Адлер — любимой женщины Шерлока Холмса.
Здания в стиле модерн предполагали множество помещений разной формы и стиля. Одна комната не была похожа на другую. Кубические, пирамидальные и цилиндрические формы сочетались в гармоничное и обязательно ассимитричное целое. Для постройки использовались дерево и кирпич.
Внешние стены терема Гаусвальда украшены имитацией фахверка — набитые в разных направлениях деревянные брусы, создающие узнаваемый стиль английским и баварским зданиям. Крыша деревянной части дома покрыта черепицей, а кирпичная круглая башня — шифером. Прямоугольные и арочные окна с мелкой расстекловкой дополняют изящество фасада.
На первом этаже располагалось множество маленьких комнат: столовая и бильярдная, две детские, будуар, уборная, кухня, балкон и несколько каморок разного назначения. На втором (мансарда) — две комнаты для гостей.
На чердаке помещался 250-литровый бак для воды, снабжающий весь дом. Кроме основного здания архитекторы спроектировали конюшню и флигель для прислуги, выдержанные в том же стиле. Стоимость дачи вышла без малого 45 тысяч рублей.
Всё это великолепие было национализировано после революции и постепенно расхищалось разными владельцами. Но особенно губительно для памятника оказалось время пустования. Деревянные конструкции повредил грибок, и они были приговорены к сожжению. «Пряничному домику» Гаусвальда грозил снос. Но в 2017 году, после повторной экспертизы, дачу решили реконструировать.
Для замены прогнивших брёвен использовались разобранные исторические избы, не имеющие архитектурной ценности. Реставраторам удалось сохранить до 70% оригинальной древесины.
Башня Грифонов
Грифоны — мифологические крылатые существа с хищным клювом и телом льва, в Петербурге поселились давно. В разнообразном архитектурном «зверинце» города они выполняют положенную им роль свирепых хранителей сокровищ. Поэтому фигурки грифонов часто можно видеть в декоре старинных банковских зданий.
Но с некоторых пор с ними связывают необычное для петербургских дворов-колодцев сооружение – кирпичную башню. Находится она во дворе дома №16 по 7-й линии Васильевского острова.
На этом участке издавна, с начала XVIII века помещались аптечные заведения. С 1850 года здесь расположилось фармацевтическое предприятие доктора Вильгельма Пеля: не только аптека, но и химические лаборатории, производственные помещения. Для них-то и понадобилась вытяжная труба, увенчанная ныне круглым карнизом и жестяной крышей – знаменитая башня. Изначально она была значительно выше, сейчас – 11 метров.
Дело Вильгельма перешло к его сыну Александру — серьезному ученому. Он успешно развивал медицинскую химию, стал автором научных трудов и пятитомного руководства для фармацевтов. Исследовал он, между прочим, свойства ядов и малоизвестных экзотических растений. Красивое здание в стиле модерн, в котором сейчас находится историческая аптека-музей, было построено в 1907 – 1910 годах.
Тайны старинной башни
Популярность башни начала расти после того, как в 90-е годы один из художников выбрал ее для своей инсталляции. Он водрузил на ее вершину огромное яйцо, а все ее кирпичи пронумеровал цифрами в повторяющейся последовательности от 0 до 9. Яйцо не долго продержалось, а с башней стали происходить чудеса.
Стали замечать, что числа меняются местами, пошли слухи, что «цифровое» сооружение несет некий таинственный код счастья или исполнения желаний. А ровно в полночь, как будто вылупившись из яйца, здесь появляются зловещие грифоны, которые оберегают формулу счастья, а может быть, и чудодейственное снадобье, изобретенное доктором Пелем.
Действительно, кто сейчас может с уверенностью сказать, какие именно опыты проводились в здешних лабораториях? Вполне может быть, что навестивший Петербург в конце XVIII века знаменитый европейский маг и алхимик Калиостро оставил здесь своих последователей.
Позже, при проведении реконструкции дома, цифры на кирпичах закрасили, но магический ореол башни остался. Говорят, что и грифоны продолжают прилетать, но видеть их нельзя, только отражения этих существ мелькают в стеклах домов.
Но один симпатичный грифончик все же встречает посетителей при входе в «Аптеку доктора Пеля и сыновей» — так официально именуется петербургский музей истории фармации на 7-й линии Васильевского острова.
Башня Грифонов на карте Санкт-Петербурга
Музей фармацевтики — аптека Пеля
Аптека сохранила старинные интерьеры, провизорские шкафы из красного дерева и инвентарь, который использовался при изготовлении лекарств в позапрошлом веке. В таком окружении здесь торгуют современными медикаментами. А также проводят экскурсии: ведь башню грифонов можно увидеть только из помещения аптеки.
Вход во двор блокируют металлические ворота, установленные местными жителями, покой которых нарушали многочисленные поклонники башни.
По узкой лестнице можно спуститься в глубокий подвал, бывшее бомбоубежище, где воссоздан кабинет алхимика с его таинственными атрибутами.
Нет, не случайно это здание приобрело славу мистического места Петербурга. Оно стало одной из самых притягательных неформальных достопримечательностей города.
Мозаичный дворик Малой академии искусств в Санкт-Петербурге
Знаменитые, мирового значения культурные памятники Петербурга соседствуют с обычными рядовыми жилыми домами, как будто ничем не примечательными. Но порой стоит заглянуть во внутренние дворы, чтобы обнаружить неожиданные, «неформальные» петербургские достопримечательности.
Напротив Летнего сада, на противоположном берегу Фонтанки, неподалеку от Прачечного моста расположился Мозаичный дворик. Он занимает площадь бывших Прачечных дворов, где некогда находились придворные хозяйственные службы.
Каждый, кому доведется заглянуть в этот дворик, не спешит покинуть его. Поражает сказочный мир, созданный в заурядном городском пространстве. Цоколи жилых домов и даже стены первых этажей превращены в яркие мозаичные полотна.
Стены, покрытые рельефными изображениями фантастических фигур, среди которых угадываются ангелочки, мощные атланты, кариатиды, теряют свою прямолинейность, изгибаются дугами. Действительно, причудливые формы, покрытые разноцветной мозаикой, напоминают о творениях знаменитого испанского архитектора Гауди.
Под питерским небом такое буйство фантазии и разноцветье майолики выглядит совершенно неожиданно. Многие посетители говорят о радостных эмоциях, охвативших их, об ощущении необыкновенной свободы творчества, буквально захлестнувшей все вокруг.
Здесь художественно обработаны пешеходные дорожки, скамейки, декоративные фонтаны, детская площадка с горками, ничто не оставлено без внимания.
Конечно, этот музей под открытым небом появился не сразу, он создавался год за годом кропотливым трудом детского коллектива под началом художника В. Лубенко. Малая академия художеств – такое название он в конце концов получил – возникла на основе обычного городского подросткового клуба. Постепенно он заполнил площадь почти в 500 квадратных метров.
Замечательно то впечатление рукотворности, которое оставляют все мозаичные объекты. Пусть они не всегда соответствуют высоким представлениям об искусстве, может быть, им не хватает единства замысла и стиля. Но зато от них веет ощущением тепла и непосредственности. Так и чувствуешь ту радость, которая сопутствовала работе учеников этой Малой академии. Это уголок, где воображение и свободная фантазия создали свой мир.